Готовимся к ЕГЭ. Учимся различать факты и мнения

Советует наш постоянный автор Ольга ВЫШЕГОРОДЦЕВА.
Готовя учеников к письменной части ЕГЭ по английскому языку, я сталкиваюсь среди прочего с одной серьезной сложностью. Она связана с различением фактических и оценочных высказываний и с пониманием структуры аргументации в эссе в целом. Оказывается, школьникам бывает сложно отличить тезис от подтверждающих его аргументов и привести доказательства, напрямую относящиеся к положению, которое они обосновывают.

Предлагаю коллегам посвятить часть урока или же целое занятие практике различения фактов и мнений. И здесь вся соль в примерах, ведь теория проста и не займет много времени. Фактические суждения объективны, основываются на данных наблюдений и поддаются проверке (facts are objective, based on observations, verifiable). Мнения — субъективны, то есть основаны на личных субъективных суждениях или чувствах и не поддаются проверке на опыте (opinions are subjective, based on feelings or personal judgments, and cannot be verified).

Конечно, сначала нужно прояснить, ясно ли понимают учащиеся значение слов «объективный» и «субъективный». Можно поговорить об этих категориях, задавая вопросы: How do you understand the meaning of the word «objective/subjective?»; Could you explicate the meaning in your own words? Если ребята предложат пару «true/false» (right/wrong) как синонимичную, то нужно поговорить о том, что факты могут быть истинными или ложными (сфабрикованными).

Со старшеклассниками можно обсудить феномен fake news (словосочетание вошло в список слов года по версии словаря Collins) и поговорить о недавно появившейся профессии fact-checker. По ссылке — легко и интересно написанный текст о работе fact-checkers (вопрос еще в том, как перевести это слово на русский) в знаменитом журнале The New Yorker, где упоминается другое слово 2017 года, имеющее отношение к нашей теме — post-truth (по версии словарей Oxford).

https://www.cjr.org/the_delacorte_lectures/new-yorkers-fact-checker-post-truth-facts-fake-news-trump.php

В статье подчеркивается важность информированного мнения (informed opinion) в построении доказательства, и нам нужно показать школьникам разницу между простым мнением, основанным на эмоциях или предубеждениях, и информированным мнением, основанным на фактах. Вот цитата из статьи:

«People who have never been involved in journalism, in fact-checking, think the world is divided into facts and opinions, and the checkers just deal with facts,» says Canby. «For us the bigger complexity is what we think of as fact-based opinions… The way you construct an argument, if there are egregious missing ingredients to it, then it’s something we bring up.»

А по этой ссылке можно найти обширный материал BBC с кратким и емким видео-объяснением термина, в котором среди прочего говорится о насущной потребности проводить различия между фактами, мнениями, предположениями и явными домыслами (facts, opinions, speculations, and outright fiction):

https://www.bbc.com/news/blogs-trending-42 724 320

Переходя к работе с примерами, я бы предложила школьникам несколько простых высказываний. Например:

The Unified State Exams take place every year in June.

The Unified State Exam in English is reported to become compulsory in four years' time.

The Unified State Exam in English is rather difficult.

I hate exams and I think they should be cancelled at school.

Exams are a good way to motivate students.

Scientists have discovered that test anxiety prevents students from doing their best in exams.

Какие из этих высказываний фактические, а какие — оценочные мнения? Почему?

Разобрав ответы школьников, обратим внимание на язык фактических высказываний и его отличие от языка мнений. Мнения легко определить по оценочно или эмоционально нагруженным словам: difficult, hate, good, should. Фактические суждения выражены на нейтральном языке.

Примеры и упражнения можно взять отсюда:

http://www.bbc.co.uk/skillswise/factsheet/en06opin-l1-f-the-language-of-fact-and-opinion

The New York Times Learning Network предлагает готовый план урока по теме различения фактов и мнений с примерами из новостных передовиц и редакторских статей газеты:

learning.blogs.nytimes.com/2013/12/13/skills-practice-distinguishing-between-fact-and-opinion/

С школьниками помладше можно заранее посмотреть простое видео с примерами фактических суждений и мнений:

https://www.youtube.com/watch?v=FIyt5pEcE_g
Иллюстрация Миры МИРОНОВОЙ

Преподаватель английского языка

Понравился урок? Поделитесь записью в любимой социальной сети
Другие материалы сайта